История готов

Готы - одно из восточногерманских племен, давшее название
широкому племенному объединению,в которое в разное время
входили разные этнические группы населения Европейского
континента.Археологическим эквивалентом готов являются
памятники вельбарской культуры. По мнению большинства
ученых, готы появились на материке в районе Польского
Поморья в I в. н. э. как переселенцы из Скандинавии.
Уже во II в. они заняли Восточное Поморье, Куявию,
а в конце этого столетия пришли на земли Мазовии и Подлесья,
Волынь и Подолию.В III в. письменные источники фиксируют
готов уже в Приазовье и на Дунае. Пути расселения и
направление движения готов на Украину, как свидетельствуют
археологические памятники вельбарской культуры, проходили
вдоль Вислы, через северные районы Польши. Причем на Украину,
насколько можно судить из сообщений Йордана, продвинулось
все войско готов во главе с королем Филимером. Где-то в этом
регионе оно поделилось на две части - остроготов и везеготов.
Время появления вельбарской культуры на Украине, по
археологическим данным, которые совпадают с известиями
письменных источников о продвижении готов в страну "Ойум" и
Балканы, определяется последней четвертью II - началом III вв.
Причем памятники готов этого времени расположены лишь в
пределах Волыни и Подолии. В других районах, в частности
Среднем Поднепровье, Приазовье, Крыму вельбарские памятники
или их элементы относятся ко времени появления черняховской
культуры, т.е. не раньше середины - второй половины III в.
Очевидно, готские племена осели на 50-70 лет на землях
современной Волыни, а также Подолии. вытеснив, как
показывают археологические источники, местное население.
И действительно, до появления готов здесь обитали
славянские племена, носители зубрицкой и позднезарубинецкой
культур. Все памятники этих культур внезапно прекратили
свое существование в последней четверти II в. н. э.
сменились поселениями вельбарской культуры. Никаких
контактов между двумя народами, по археологическим и
письменным данным, не наблюдается. Предположительно,
что именно здесь, а не в Северном Причерноморье, как
принято в литературе, осуществился раздел народа готов
на две части. Основу остроготов составляло племя грентунгов
во главе с родом Амалов, а ядро везеготов - племя тервингов
во главе с родом Балтов. Подчиняясь общей тенденции
движения всех варваров к границам римской империи,
готы из Волынии и Подолии направились туда разными
путями. Остроготы двинулись на восток и юго-восток
к Поднепровью в направлении "крайней части Скифии",
которая граничила с Понтом. и вышли к побережью
Азовского моря. Потом они через Северное Причерноморье
проникли на Балканы и вышли к границам Римской империи.
Везеготы оказались на Балканах раньше остроготов, и,
независимо от них, уже в начале III в. н. э. В частности,
Дион Кассий говорит, что в 180 г. в границы империи было
принято 12 тыс. свободных даков. На этом основании
делается предположение, что переселение даков было вызвано
натисками готов. Это были, как предполагает Иордан,
везеготы. V древних авторов везеготы связаны только
с территорией Балкан. Нетрудно увидеть на карте,
что из Волыни и Подолии наиболее короткой и выгодной
дорогой на юг является бассейн Днестра. Очевидно,
эto понимали готы. Однако, до этого времени в Верхнем
Поднестровье от Сокаля в верховьях Западного Бута до
г. Хотын на Среднем Днестре, вельбарских памятников
не обнаружено. Между тем, много их, относящихся к
концу II-III вв., выявлено в Южном Побужье. Это
явление можно объяснить тем, что в регионе Верхнего
Днестра оформилось к этому времени значительное и
сильное славянское объединение носителей памятников
зубрицкой культуры, в том числе и групп, вытесненных с
территории Волыни готами. Последние не сумели прорваться
сквозь этот регион, поэтому повернули на юго-восток и
через Подолию, обогнув Верхнее Поднестровье. вышли к Днестру
в районе гг. Каменец-Подольский - Хотын. Переход германцами
Днестра в этом районе зафиксирован несколькими вельбарскими
поселениями. Речь идет о поселении Великая Слободка
(Козак Д.Н.) и Козлов (Магомедов Б.А.). Дальнейший путь
везеготов проходил через Молдову и Попрутье на
территорию Дакии. В.П.Буданова приводит интересный
факт, который подтверждает пребывание везеготов
на Днестре. В произведении Олимпиадора, написанном
в 425 г., говорится, что вандалы называют везеготов
"трулами". Известно, что "Трул" - одно из
древних названии Днестра. В дальнейшем нас
будут интересовать лишь Остроготы, оставшиеся
на Украине до конца IV в. н. э., постепенно осваивая
земли между Южным Бугом и Днепром, в Северном
Причерноморье и Крыму. Остановимся более подробно
на этом вопросе. Йордан, описывая движение
готских войск, сообщает, что та "часть готов,
которая была при Филимере (остроготы), перейдя
реку (очевидно, Днепр), оказались, говорят,
перемещенной в область "Oйум" и завладела желанной
землей. Тотчас же, без замедления, они, завязав
сражение, добиваются победы. Отсюда уже, как
победители, движутся они в крайнюю часть Скифии,
соседящую с Понтийским морем".Уточняя место
обитания готов в Причерноморье,Йордан говорит,
что "когда вышеназванные племена жили на первом
месте своего расселения в Скифии у Меотиды, то
имели, как известно, королем Филимера. Их первое
расселение было в Скифской земле, возле Меотидского
болота, второе в Мизии, Фракии и Дакии,
третье - на Понтийском море, снова в Скифии" (Иордан, 19, с. 72).
Вместе с готами в Северное Причерноморье проникли
другие германские племена с севера и запада Европы.
Письменные источники сохранили имена боранов, герулов,
бургундов. Происходит процесс формирования разноэтнического
военного союза под предводительством готов, в
который втягиваются и местные племена.
До прихода готов в Северном Причерноморье
обитало неоднородное по своему составу население:
эллины, выходцы из римских провинций, эллинизированные
представители местных племен. Все они были тесно
связаны с греко-римским миром. Основную часть
населения в Таврике составляли поздние скифы.
Продолжался процесс оседания сармат, которые
вливались в местную среду, оказывая на нее сильное
культурное влияние, особенно в Крыму. Таким образом,
население региона представляло собой с III века
сложный разноплеменный конгломерат, объединенный
единой черняховской культурой под политическим
протекторатом готов. В материальном выражении
готские элементы в регионе представлены слабо,
лишь как один из компонентов черняховской культуры.
По мнению исследователей, продвижение готов в
Причерноморье не имело характера завоевания.
Германцы вливались в местные общины, составляя
их определенную часть и быстро воспринимая элементы
их культуры. В отличие от северных регионов, культура
готов не подставлена здесь в чистом виде. Освоив
территорию Северного Причерноморья, готы двинулись в Крым.
Согласно письменным источникам основной путь продвижения
готов в Крым проходил по Азовскому морю. Часть их перешла
, по мнению Т.П.Высотской, через Перекопский перешеек.
Возможен также, по ее мнению, путь от устья Днепра морем
к северо-западным берегам Крыма. Именно на этом пути готы
могли разрушить нижнеднепровские позднескифские городища
и Ольвию. Эти же отряды готов нанесли удар по
скифскому государству в Крыму. Попав на европейский
Боспор, готы разгромили встречавшиеся на их пути города
и вышли на южный берег Крыма. Часть из них осела там,
смешавшись с местным населением, а часть, в союзе
с аланами, двинулась на территорию Римской империи.
Археологические исследования в Крыму последних
десятилетий позволили полнить многочисленные
подтверждения разрушительных действии готов при
освоении этих земель, материальные следы их дальнейшего
проживания здесь, оценить культурное
наследие (см. Пиоро, 1990). Раскопки закрытых
комплексов (жилищ, культовых сооружений, хозяйственных
построек) и массовые находки из верхних слоев
последних датируют их гибель III в. н. э. Так, при
исследовании городища Амич-Кармен обнаружен ряд
построек с многочисленными находками III в. н. э.
Объекты IV в. отсутствуют. Зато в верхних слоях
памятника засвидетельствованы следы пожаров, другие
свидетельства единовременного разрушения большинства
построек. На улицах найдены скелеты погибших людей.
Такая картина отмечена исследователями при раскопках
столицы Малой Скифии - Неаполя Скифского,
Усть-Альминского, Балта-Чакракского городищ.
В Танаисе, также погибшем в середине III в., найдены
лепные сосуды, костяные трехчастные гребни, фибулы
западного типа. Они, по мнению Д.В.Шелова, свидетельствуют
о проживании здесь, после гибели города какого-то
населения западного происхождения, возможно,
принадлежавшего к готскому союзу.
Вместе с городищами и селищами в III в. прекращает
функционирование целый ряд могильников Юго-Западного
Крыма. О катастрофе, наступившей в это время в Крыму,
свидетельствуют и клады римских монет, зарытых не
раннее первой четверти III в. По мнению исследователей,
появление кладов следует объяснять угрозой
появления готских отрядов.
Вместе с тем, в III-IV вв. археологические источники
позволяют связать эти события с появлением в регионе
нового населения с качественно новыми чертами материальной
культуры и погребального обряда, близкими к черняховской культуре.
Это особенно характерно для Херсонской округи.
Южного 6eрera Крыма, других районов полуострова,
где исследованы биритуальные разноэтнические
могильники. Так, в могильнике на территории
совхоза "Севастопольский" обнаружено 29 погребении
в каменных ящиках, сложенных из плит с урнами
внутри, и 398 урновых погребений в ямках. Некоторые
из них имели каменную ограду. Урнами были лепные
горшки и кувшины. амфоры, специальные сосуды-урны и
каменные аксессуарии херсонесского производства. В
урны складывались также различные предметы со следами
пребывания на погребальном костре. Во многих случаях
урновые погребения и погребения в каменных ящиках
располагались над могилами аланов. Зафиксированы
также сочетания сарматского и германского обрядов в
одном погребении. Почти в каждом погребении было много
битой посуды со следами вторичного воздействия огня.
В некоторых погребениях найдено оружие типичных для
германцев видов и форм: умбоны, ручки от щитов,
наконечники копий, боевые топоры, длинные ножи.
Конец сомнениям о пребывании германцев в Крыму положили
исследования на горе Четырдаг возле г. Алушты,
проведенные В.Л.Мыцом. Здесь обнаружено множество
захоронении, совершенных по обряду трупосожжения в
урнах и ямках с типично германским погребальным инвентарем.
Среди погребений выделяются могилы воинов, сопровождавшиеся
ритуально испорченным оружием - мечами, наконечниками копий,
ручками щита, шпорами, зооморфными фибулами. Несмотря на то,
что по археологическим данным в II1-V вв. прослеживается
процесс смешения готов и поздних сарматов (алан) с
явным преимуществом аланского элемента,
политическое господство готов в этой среде несомненно.
Термины "готы", "готия" употребляется
античными и византийскими писателями повсеместно.
Исследователи связывают с готским объединением в
Крыму так называемую "страну Дори". О такой стране
пишет Прокопий Кесарийский: "Здесь же, на этом
побережье, есть страна Дори, где с древних времен
живут готы, которые не последовали за Теодорихом,
направлявшимся в Италию. Они добровольно остались
здесь и в мое еще время были в союзе с римлянами.
Они достигают численностью населения до трех тысяч
бойцов, в военном деле они превосходны, н в земледелии,
которым они занимаются собственными руками, они достаточно
искусны..., и еще... эти люди не терпят быть заключенными
в каких бы то ни было стенах, но больше всего
любили они жить всегда в полях".
Среди исследователей нет единства в определении
территории области Дори. Одни предполагают, что
она занимала узкую полоску вдоль южного берега
Крыма, большинство придерживается мнения, что
страна Дори простиралась на всей территории
юго-западного горного Крыма.
Название области происходит, как предполагается,
от политико-административного центра, очевидно,
крепости Дорос. Известно из письменных источников
XIV в., что Дорос (Дори) был центром епархии Готии.
Ученые локализуют Дорос на Мансупе, где А.Г.Герценом
обнаружена система укреплений времен императора
Юстиниана (VI в. н.э.). Кроме того, археологами
собраны на Мансупе материалы позднеримского и
раннесредневекового времени, в том числе, поселения
III-IV, V-VIII вв., остатки жилых сооружений,
могильник, остатки вырубленных в скале склепов этого
времени. Это дает ученым основание предположить,
что Дори был не только политическим центром, но и
огромным убежищем для готского народа.
Судя по письменным сообщениям (Прокопий Кесарийский),
готы были федератами империи. Это обязывало варваров,
в ответ на ежегодные субсидии для вождей, выделения
земельных участков из подвластных империи территорий
предоставлять воинов в распоряжение властей, содействовать
пограничным гарнизонам, участвовать в военных походах и т.д.
К середине III в. готы установили политическое
господство над всеми племенами, обитавшими в
Лесостепной части Украины в Причерноморье, Приазовье
и Крыму, создав готский союз. Наибольшего
могущества этот союз достиг под предводительством
короля Германариха - одного из наиболее талантливых
и удачливых готских вождей. Поэтому в науке готский
союз получил название "государства Германариха".
В основе этой, довольно аморфной, по мнению исследователей,
организации, лежала, очевидно, разная степень
подчинения местного земледельческого населения
организованному военизированному обществу германцев
с целью установления даннических отношении.
С 239 по 269 гг. этот союз совершает ряд сокрушительных
грабительских походов, что привело к гибели многих
античных центров на побережье моря, скифского царства
в Крыму, позднескифских нижнеднепровских городищ,
прекращению чеканки монет в Ольвии и Тире. Для характеристики
так называемых "готских войн" приведем несколько примеров.
Так, в 255 г. был организован морской поход из
Приазовья в Азию. Его возглавили бораны. Помощь боранам
оказали жители Боспора, которые, как сообщает Зосим
("Новая история"), из-за страха, а не из-за расположения
дали им суда и показали путь к переправе. Этот же автор
сообщает, что "бораны, готы, карпы и уругунды не оставили
не опустошенными ни одной части Италии и Иллирии". Эти же
племена совершили несколько походов на восточное побережье Понта.
В походе 269 г. "остальные скифы, ободренные предыдущими
удачными набегами, соединившись с герулами, певками, готами
и собравшись у р. Тиры, впадающей в Поит. построили 6000
судов и, сев на них в количестве 320000 человек, двинулись
на Понт" (Зосим). Во главе похода стояли готы, которые
подстрекнули своих соплеменников к захвату римской добычи.
Активными участниками походов были герулы, в свое время
побежденные готским царем Германарихом. Иордан пишет по
этому поводу: "Славный подчинением столь многих (племен)
он не потерпел, чтобы предводительствуемые Аларихом племя
герулов, в большей части перебитое, не подчинилось остальной
своей частью его власти. Это племя жило, как известно,
близ Меотидского болота (Пиоро, 1990, с-.27 40). Герулы
приняли участие в морском походе варваров в 267 г. под
предводительством готов. Их флот двинулся из Меотиды и,
продвинувшись, вдоль Понта, вышел в устье Дуная, где
остготы и герулы соединились с вестготами (Буданова. 19S2. с. 172).
Особенно удачным для готов был поход на Трапезунд, который
они совершили вместе с боранами в 257 г. на боспорских
судах. Германцев поддержали местные жители. Взяв
Трапезунд, "варвары, - как пишет Зосим, - овладели
бесчисленным множеством сокровищ и пленных. Истребив
храмы и жилища и вообще все, что служило к украшению
и увеличению города, а затем опустошив и всю область,
варвары возвратились на родину с огромным количеством
кораблей. По мнению исследователей, та часть готов,
которая принимала участие в этом походе, поселившись
возле Боспора, получила название трапезитов. Это тем
более вероятно, поскольку с готами позднее поселилось
и большое количество пленных из Трапезунда и области.
С захватом пленников-христиан исследователи связывают
также начало распространения христианства среди готов.
Известно, что уже в IV в., у готов были свои епископы.
К концу IV в. под давлением гуннов готы оставили земли
Лесостепной части Украины и отошли на Балканы, и дальше,
в юго-западную и западную Европу, частично в Крым.
Именно в это время прекращают свое функционирование
памятники вельбарской культуры на Волыни, Подолии,
Поднепровье, как и памятники черняховской культуры в
остальных регионах Украины.
Культура и хозяйство Германские племена, объединенные
готами, оставили после себя на территории Украины
памятники так называемой вельбарской и черняховской
культур. В наиболее чистом виде материальная культура
готов представлена поселениями, могильниками и
кладами на территории Волыни, от Западного Буга до
Горыни и Случа, в границах Волынской, Ривненской и
северной части Хмельницкой областей. Эти памятники
появились здесь в сформированном виде. К наиболее
изученным и известным принадлежат вельбарские
могильники в Дитиничах, Любомле, Баеве, поселения
в Лепесовке, Боратыне, Загаях-II, Линеве, Пражеве.
Материальная культура готов в Украине имеет много
общих черт с готскими древностями северных и восточных
регионов Польши I-III вв., хотя отличается и рядом
особенностей, вызванных влиянием местной культурной
среды, иными направлениями культурных и экономических
связей. К таким особенностям принадлежат: отсутствие
курганных захоронений, наличие керамического комплекса
кружальной керамики провинциально-римского типа
(черняховской), несколько иной характер металлических
частей одежды, наличие значительного количества
элементов материальной культуры пшеворских
(восточногерманских) племен. Наиболее ранние
памятники вельбарской культуры датируются на
Украине последней четвертью II в., а наиболее
поздние - концом IV в. Все это время культура
просуществовала в неизменном виде лишь на Волыни.
Новым элементом, который появился во второй
половине III в., была гончарная керамика
черняховской культуры. Ее количество на разных
памятниках составляет от 3 до 90%. Такая разница
в количестве этой керамики на рядом расположенных
поселениях объясняется, очевидно, уровнем развития
общин, проживающих на них, контактами с черняховской
средой. На территории Южной и Восточной Волыни, в
Подолии, Поднепровье, в зонах особенно активных
контактов с носителями черняховской культуры готы
имели смешанные вельбарско-черняховскую культуру.
На территории Среднего Поднестровья, Северного
Причерноморья, в Крыму вельбарские памятники
расположены среди Черняховских древностей,
оставленных славянами, дакийцами, скифо-сарматами,
или входили в них как один из компонентов.
Все они датируются от середины III в. н. э. Это
свидетельствует об особой восприимчивости
германских племен к элементам культуры местного
населения. На вельбарских и Черняховских поселениях
открыты жилые сооружения, хозяйственные постройки,
ямы-погреба. Жилища наземные, полуземляночные
и земляночные. Первые имели удлиненно-прямоугольную
форму площадью 60-120 кв. м. Состояли из двух и
больше камер. Одна камера часто использовалась для
содержания скота или была мастерской. Широко известны
небольшие наземные жилища прямоугольной формы площадью
12-20 кв. м. Стены жилищ были столбово-плетневыми,
столбовыми и штукатурились глиной. Полуземляночные
и земляночные жилища имели овальную, прямоугольную
или неправильную форму площадью 12-20 кв. м. Конструкция
стен аналогична наземным жилищам. Помещение
отапливалось очагом с глиняным подом, реже глиняной
печкой. Хозяйственные помещения использовались под
хранилища продуктов земледелия и животноводства,
для содержания скота, для мастерских и т.д.
Могильники готов плоские, без конструкций на поверхности.
Господствующим был обряд трупосожжения.
Остатки кремации помещались в ямку (ямные погребения)
или осыпались в сосуд урну (урновые погребения).
Вместе с останками находились мелкие вещи - украшения,
сосуды, орудия труда, редко предметы вооружения.
На могильниках известны жертвенные ямы, куда ссыпались
остатки тризны. Богатым и разнообразным был вещевой
инвентарь культуры, в частности, посуда. Керамика
изготавливалась ручным способом. Для приготовления
еды использовались горшки, а для сохранения запасов
еды - глубокие сосуды, миски. Их верхняя часть хорошо
выглажена, а корпус украшен рустом. Столовая керамика
миски, вазы, стопки, кружки, отличаются лощеной
поверхностью, разнообразием форм. Посуда чисто
орнаментирована врезными линиями различных комбинаций
, наколами, составляющими геометрические рисунки.
Среди деталей орнамента заслуживают внимание небольшие,
вертикальные, глухие ушка (лжеушка), расположенные
под шейкой. Со второй половины III в. готы, как и другие
народы, входившие в состав черняховской культурной общности,
широко использовали кружальную керамику в хозяйстве, в
основном в качестве столовой посуды и хранилищ для продуктов
питания. Довольно часто такая керамика повторяет формы и
орнамент лепной посуды.
Значительную часть вещей составляют украшения н металлические
части одежды. Это фибулы, подвески, булавки, браслеты,
ожерелья, перстни, пряжки. Они изготавливались из железа,
бронзы, серебра и золота. Особенно знаменитыми были готские
женские украшения, состоявшие из двух больших серебряных кольчатых
фибул и массивной пряжки. Такие вещи
хорошо известны из могильников в Крыму.

Главным занятием готов, проживавших в Лесостепной части
Украины, в Крыму, было земледелие, основа расцвета
ремесел и торговли процветания сельских общин и народа
в целом. Уровень земледельческого производства был
достаточно высоким для своего времени и явился результатом
влияния провинциально-римской культуры из Подунавья.
Об этом можно судить по набору сельскохозяйственных
орудий, особенно орудий для обработки почвы сбора, и
переработки продуктов земледелия.
В данном случае показательными являются находки не только
на "чистых" вельбарских памятниках Западной Украины,
но и на памятниках Северного Причерноморья, Крыма,
Поднепровья, где готы составляли определенную часть
Черняховского населения.
Здесь известны находки железных частей почвообрабатывающих
орудий - узко- и широкомасштабные наральники
(Магомедов, 1984, с,62-63). По заключению Ю.А.Краснова,
такие наральники были составной частью рала с полозом
- орудия, способного подрезать дернину и частично
разламывать ее. 'Это имело важное значение для борьбы
с корневой системой травянистой растительности. Оборот
пласта вспаханной земли способствовал ее взрыхлению и
повышению урожайности. Рало с полозом, по мнению Ю.А.Краснова,
явилось основой изобретения плуга. Оно было заимствовано
от гето-дакийских племен из дунайских провинций Рима.
Для обработки огородных культур применялись мотыги.
Такие орудия найдены в Лепесовке на Волыни, в Дарьевке,
в Причерноморье.
Более частыми являются находки серпов - главного орудия
черняховцев для уборки урожая, а также кос. Если первые
имеют давние традиции на территории Украины, и применялись
еще с рубежа эры, то вторые были заимствованы у
античного населения Северного Причерноморья.
Для обработки зерна германцы, как и остальное население,
входившее в состав черняховской культуры, применяли
ротационные жернова - ручные мельницы. Изготовлялись
они из плотного известняка и повышали производительность
труда приблизительно в 3-4 раза по сравнению с зернотерками.
Такие орудия труда появились в западной части Украины
у славян-венедов еще во II в. н.э. и были
заимствованы от гето-дакийцев.
Палеоботанические изыскания на керамике вельбарской
культуры зафиксировали традиционный для Украины
ассортимент выращиваемых готами злаков. Это просо,
ячмень пленчатый, пшеница карликовая, овес, конопля, горох.
Эффективное земледелие предполагает наличие
достаточно развитого скотоводства. На поселениях
вельбарской культуры, по определению О.П.Журавлева,
обнаружены костные остатки домашних животных - крупного
и мелкого рогатого скота (бык, корова, овца, коза),
свиньи, лошади. Естественно, видовое распределение животных
внутри стада, принадлежавших германцам в лесостепной
и степной зонах Украины, имеет отличия, основанные на
природно-климатических особенностях. По подсчетам Б.Магомедова,
в Северном Причерноморье процент лошадей в два раза
выше, чем в Лесостепи. Зато свиней здесь в четыре раза меньше.
Однако, под влиянием хозяйственного уклада вельбарских
племен Лесостепи, переселившихся в Северное Причерноморье,
здесь в III-IV вв. резко увеличивается процент свиней,
особенно на памятниках, где отмечены яркие вельбарские черты (Коблево).
В целом можно сказать, что животноводство у населения
Северного Причерноморья, в том числе и готов, сложилось,
в основном, на базе хозяйственного уклада местного
скифо-сарматского населения при сильном воздействии
античных традиций и влияния готов. В Лесостепи в
основу животноводства германцев легли
традиции древнеславянских племен.
Определенное, очевидно, вспомогательное место в
хозяйстве занимала охота, о чем свидетельствуют находки
костей оленя благородного, зайца, кабана, волка,
а также рыболовство. Свидетельством последнего являются
не только кости рыб, но и находки железных
рыболовных крючков и гарпунов (Боратин, Хринники).
Продуктивное сельское хозяйство позволяло вырабатывать
дополнительный продукт, что, в свою очередь, позволяло
обществу выделять из своей среды людей, профессионально
занимающихся тем или другим видом ремесла. Это способствовало
процессу таких традиционных видов ремесла, как металлообработка,
гончарные ремесла, обработка кости и шкур, дерева, камня.
Эти ремесла у черняховских племен вышли за
пределы общинных и стали производить продукцию на рынок.
Большое значение в жизни германцев имела торговля.
Об этом свидетельствует многочисленный античный и
провинциально-римский импорт, найденный практически
на всех поселениях черняховской культуры. Особенно
богато импортом Суеверное Причерноморье и Крым,
немного его на вельбарских памятниках Волыни. Для
характеристики торговых отношений Причерноморья с
Римом можно процитировать отрывок из "Истории" Полития:
"Для необходимых жизненных потребностей окружающие
Понт страны доставляют нам скот и огромное количество
бесспорно отличнейших рабов, а за ... доставляют в
изобилии мед, воск и соленую рыбу. Получают же они из продуктов,
которыми изобилуют наши страны, масло и всякого
рода вино; хлебом они обмениваются с нами, то
доставляя его в случае нужды, то получая...".
Социальная структура Социальная структура готского общества,
обитавшего на территории Украины, реконструируется по письменным
источникам и археологическим материалам, полученным при раскопках
готских селищ и могильников на территории северо-западной Украины.
Готские селища расположены, как показывает картографирование,
отдельными территориальными группами, каждое из которых объединяло
определенную социальную единицу, очевидно, племя. Наиболее
часто такая группа занимает бассейн небольшой речки или озера.
Наиболее четкими и заметными являются скопления селищ
вельбарской культуры в Волынской и Ривненской
областях, в бассейне Южного Буга.
Поселения были небольшие. Они насчитывали 3-5 усадеб
с хозяйственными постройками рядом. Для примера
приведем описание одного из полностью исследованных
поселений готов на Волыни, в с. Городок (раскопки Д.Н.Козака).
Длина поселения составляла 130 м, ширина 30 м. На
этой площади, размещенной на ровной площадке террасы,
находилось три отдельных двора-хозяйства, каждый из
которых огораживался забором. Расстояние между дворами
составляло 20-30 м. Площадь двора составляла 400-500 кв. м.
В состав хозяйства входило от двух до шести
хозяйственных сооружений и три-семь ям-погребов.
Анализ археологического материала, выявленного в
каждой из усадеб, показал, что их жители, кроме главного
общего занятия - земледелия и приусадебного животноводства,
специализировались на определенном виде ремесла - ткачестве,
обработке кости, металлообработке и ювелирном деле.
Таким образом, в поселении жили три отдельные семьи
с собственными постройками, составлявшими жилищно-хозяйственный
комплекс. Каждая семья вела самостоятельную хозяйственную
деятельность и распоряжалась результатами своего труда.
Исходя из величины поселения, количества жилых построек,
расположенных в нем, тесных хозяйственных связей между
отдельными семьями, что иллюстрирует дифференциация ремесленной
деятельности, можно предположить, что здесь жила одна патриархальная
семья, которая состояла из нескольких отдельных и
самостоятельных в хозяйственном отношении малых семей,
однако с уже заметной имущественной дифференциацией.
Аналогичная структура прослеживается и на других поселениях
вельбарской культуры Западной Украины, на черняховских
Так, на поселении Загаи-II, также исследованным полностью,
на площади 2 тыс. кв. м находилось четыре жилищно-хозяйственные
комплекса, расположенных на ровных террасах склона,
на расстоянии 15-30 м одни от другого. На поселении
в с. Лынив, на первой фазе его существования было два
двора. Один из них объединял четыре жилища, а второй
состоял из одного жилища. Во второй фазе здесь было
построено большое наземное жилище площадью 80 кв. м
и полуземлянка. Две группы жилищ, принадлежавших двум
патриархальным семьям, разделенных значительным
пространством, выявлено Д. Н. Козаком на поселении
Боратии возле г. Луцка.
На основании приведенных данных можно предположить,
что готы жили па территории Украины, в основном,
патриархальными семьями, каждая из которых занимала
отдельное небольшое поселение. Иногда на селище жило
две, возможно и больше патриархальных семьи. Существовали
в каждом регионе большие торгово-ремесленные центры,
насчитывавшие несколько десятков домов. Социальная структура
этих центров пока не прослежена. Возможно, это были
соседские общины. Такие поселки выявлены в Лепесовке
(Южная Волынь), Хринниках (Ривненщина).
Патриархальная готская семья состояла из двух-четырех
малых семей, полностью самостоятельных в хозяйственном
отношении. Каждая из таких патриархальных семей была,
очевидно, замкнутой экономической единицей, ведущей
натуральное хозяйство.
Принимая во внимание общепринятое учеными для древних
обществ количество членов одной малой семьи (5 человек),
получаем приблизительный количественный состав всей
патриархальной семьи. Она состояла из 12-25 человек. В
настоящее время не удалось проследить четко,
по археологическим данным, следующую за уровнем социальную
единицу -род. Если она существовала в готском обществе,
то должна была состоять из нескольких патриархальных
семей, занимавших несколько поселений, расположенных
рядом. Такая картина прослежена, например, в округе с.Лынив
(Волынь), где на солнечных склонах одного урочища,
которое тянется вдоль речки на несколько километров,
на расстоянии 0,5-1 км выявлено три синхронных
поселения вельбарской культуры.
С большей долей вероятности можно говорить, что пространство
в границах бассейна какой-то речки или вокруг озера
занимало более широкое социальное объединение, чем род,
очевидно, племя. Судя по количеству поселений,
выявленных, например, в бассейне р. Черногузки
(приток р. Стырь), в состав такого объединения
входило 18-25 патриархальных семей к оно насчитывало
от нескольких сотен до тысячи человек.
Данные археологии о социальном устройстве германского
общества в Украине дополняются письменными источниками.
Их анализ показал, что основную массу готов составляли
свободные общинники (freis), которые проживали в селах
(на поселениях) (weis). Они принимали участие в народных
собраниях и военных походах. В обществе было распространено
патриархальное рабство. Рабы составляли важную часть имущества
готов и занимали главное место среди военной добычи.
Однако среди свободных общинников античные источники
отличают простой народ и знатных людей. Из числа последних
избирались короли, руководители военных отрядов, послы.
Знатные люди были заложниками в переговорах. Однако, в
отдельную прослойку знать еще не выделилась. Существование
имущественного неравенства в готском обществе подтверждается
лексическими источниками. В библии Вульфилы готскими
терминами выражены, как отмечает А.Р. Корсунский, такие
понятия, как "наемный рабочий", "бедняк", "просить
милостыню", "долг-должник", "проценты", "заклад", "кредитор".
Это значит, что у готов уже были бедные общинники, которые
занимали деньги, продукты и имущество, а также богатые,
которые кредитовали их под определенные проценты, т.е.
были должники и кредиторы. Из библии Вульфилы известно
и ряд понятий, связанных с развитой частной
собственностью "кража". Собственность", "вор".
Имущественное благополучие, достаток были адекватными
социальной значимости гота. Ряд письменных источников
свидетельствует, что неимущие рассматривались в качестве людей,
которые не могут играть какую-то роль в общественной жизни.
Однако, еще в V в. рядовые свободные готы принимали участие
в народных собраниях, составляли основной контингент готского
войска, были носителями норм права. Это значит, что
имущественная дифференциация у готов не достигла решающего
значения еще в V в. Такое состояние общества подтверждается
и данными археологии, о чем речь шла выше. Готы имели ярко
выраженное племенное устройство. Каждое племя имело свои
святыни и священнослужителей. Письменные источники часто
упоминают готских племенных старейшин. В готской библии
есть слова "король", "вождь", "старейшина". Очевидно, именно
они возглавляли племена. Античные авторы называют вождей
готских племен королями. Однако, как отмечает A. P. Kopcyнcкий,
к одной и той же персоне античные авторы применяют разные
термины, что может свидетельствовать об отсутствии четкого
размежевания между разными органами управления в обществе.
В одних племенах еще могла сохраняться власть старейшин, в
других уже утвердилась власть короля. По мнению ряда
исследователей готские короли могли только советовать,
а реальная власть в обществе принадл
ежала племенному совету и совету племенного союза. В походах,
в период воины военный предводитель или король имели,
очевидно, больше прав. Античные авторы отличают среди
воинов народное ополчение и особые отряды воинов, входивших
в личную охрану королей и вождей, относившихся к дому вождя,
получавших от него оружие и коня, а также часть военной добычи.

Война, военные походы, к которым так стремились готы, были важным
источником накопления богатств вождей и королей. Стремление к
наживе, к накоплению в своих руках большого количества драгоценностей,
поднимавших социальный статус, толкали готских предводителей и
рядовых общинников к войнам, грабежам, наемничеству. Римская
администрация использовала эти порывы готов и вербовала их в
свою армию, подкупами и вознаграждениями легко переманивала на
свою сторону целые отряды во главе с военными вождями,
племенными королями. Лишь на территории Волынской области
можно выделить 3-4 племенные объединения, которые,
во главе со своими вождями, принимали участие в походах
на Дунай и возвращались с большой военной добычей. Об
этом свидетельствует серия громадных по ценности кладов,
зарытых в этом регионе готами на рубеже IV-V вв.
(Ласковский, Борочицкий, Брановсквй и др.). Так,
лишь в Лесковском кладе было 18 золотых и серебряных
предметов, в том числе 7 золотых медальонов. Вполне
понятно, что сосредоточить такое большое количество
золотых и серебряных римских вещей огромной ценности
как в выше наведенных кладах, было под силу человеку
с высоким социальным статусом - военному или племенному
вождю, человеку, неоднократно побывавшему в военных
походах в Подунавье.

К сожалению, нам не доступно мировоззрение готов из-за
отсутствия источников. Известно лишь, что каждое из
племен имело свое святилище и своих богов, которым
поклонялись и приносили жертвы. Известно также, что
готы первыми из племен, проживавших на территории
Украины, начали принимать христианство. Особенно
широко оно распространилось у готов, проживавших в Крыму
. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ С МЕСТНЫМ НАСЕЛЕНИЕМ Готы двигались
по территории Украины не сплошной массой, а медленно,
осваивая и спорадически заселяя земли, по которой
проходили. Об этом свидетельствуют памятники вельбарской
культуры, раскиданные отдельными островками, или
определенными массивами на всей” по существу, территории
Украины. Письменные данные также подтверждают,
что готы в 1II-IV вв. были рассеяны на значительных
пространствах отдельными се семейно-родовыми
или соседскими коллективами.
Мы уже отмечали выше, что к III в. н.э. готы подчинили
своему господству большинство племен, обитавших
между южным Бугом и Днепром. Исходя из системы
поселенческой структуры обществ этого времени,
предусматривавшей значительный разброс и скрытность
мест проживания, полного подчинения быть не могло.
Готы, овладев Северным Причерноморьем, не только
отрезали славянам, дакийцам, скифо-сарматам
самостоятельный путь к морю и связи с античными
центрами, но и, имея хорошую военную организацию,
при столкновениях могли, очевидно, разорять селища,
жечь и топтать посевы, брать пленных и т.д. По и
сами готы, несмотря на военное преимущество над
покоренными народами. при сохранении конфронтации
тоже не могли- чувствовать себя в безопасности,
живя в их среде. Поэтому конфликтное состояние
не могло быть выгодным ни одной из сторон. Очевидно,
на этом основании достигался какой-то компромисс,
базировавшийся на признании местным населением определенной,
возможно, вассально-даннической зависимости при гарантии,
со стороны гуннов, безопасной жизни и свободной торговли
с античными городами.
По нашему мнению, для освещения взаимоотношений готов
и оседлого земледельческого населения Украины вполне
правомерна экстраполяция отношений между скифами и
племенами Лесостепи, которую показал Ю.В. Готье:
"Одни были властители и собирали дань, другие были
подневольные и платили дань ценностями, натуральными
продуктами, а иногда просто поставляли властителям
живую силу - воинов". Однако в целом, такая система
господства облегчалась сложным переплетением
этнических и социальных отношений, поэтому рядовое
земледельческое население могло не чувствовать
гнета. Вполне понятно, что эта система утвердилась
не сразу после появления готов к Украине, а постепенно,
пока окончательно не оформилась структура так называемого
"государства Германариха" - временного объединения
какой-то части существовавших племенных или
межплеменных, одно- или многоэтнических образований под
политической эгидой готов. Каждое образование имело,
очевидно, более мелкую организационную структуру,
которая опиралась на родовые или племенные войсковые
отряды готов, проживавшие на вельбарских селищах
среди аборигенов. Наиболее вероятно, что имело место
хорошо отработанная связь между такими мелкими группами
германцев, которые, при необходимости, вместе могли
создавать военную силу, способную не только удерживать
в подчинении окружающие племена, но и формировать в
нужное время крупные войсковые отряды для далеких походов.
Йордан в "Готике" описывает многочисленные походы готов в
границы империи, особенно морские, их военные столкновения
с разными племенами в Подунавье. При этом войско готских
вождей насчитывает десятки и сотни тысяч воинов.
Коли даже принять во внимание, что в это войско входили
массы покоренных и союзных племен, все-таки его основу
должны были составлять сами германцы. Приняв предложенный
нами механизм организации войска из готских общин, обитавших
среди подчиненных народов, можно понять, откуда готские
вожди черпали такие значительные силы, следует, очевидно,
признать, что готы составляли военно-административную касту
в обществе народов, населявших Украину в III-IV вв.
Благоприятные климатические условия, богатые и плодородные
земли, многочисленные леса, речки, озера, которые создавали
великолепную базу для хозяйственной деятельности, наконец,
господствующее положение среди коренного народа содействовали
высокому и стабильному росту народонаселения, процветанию
готских племен. Думается, именно такими, приблизительно,
факторами можно объяснить почти 200-летнее господство готов
на территории современной Украины, сохранение
длительное время этнической обособленности.
Говоря о взаимоотношениях готов с окружающими племенами,
следует отметить, что в археологических памятниках Украины
III-IV вв. пока не зафиксировано смешение готских (вельбарских)
и славянских материалов, в то же время, есть много случаев
смешения и симбиоза гото-сарматских, гото-дакийских,
гото-позднескифских элементов. Очевидно, между славянами
и германцами все время сохранялась отчужденность, скорее
всего, враждебность. Это подтверждается письменными
источниками, в частности, сообщениями Иордана. Он пишет,
что среди покоренных готами народов были и венеды,
между которыми существовали довольно напряженные отношения.
Под частыми угрозами применить оружие венеды были вынуждены
покоряться и терпеть готов. Однако после вторжения гуннов
и после смерти Германариха, что привело к распаду его царства,
конфликт между венедами и готами все-таки возник. Иордан
пишет: "Амал Винитарий (иначе Витимир - "победитель"
(потрошитель) венедов) с горечью переносил подчиненность
гуннам. Понемногу освобождаясь от их власти, он направил
войско в область антов". В. П. Буданова объясняет эту
ситуацию следующим образом. Извещения Иордана и Аммиана
Марцеллнна показывают, что готы Германариха делились в
IV в. на несколько частей. Одна часть, задолго до нашествия
гуннов, отделилась от основной массы и перешла в Поднестровье,
где была остановлена везеготами под предводительством Анатариха.
С первым натиском гуннов в эту же сторону направляется с востока
другая группа готов под руководством Винитария - Витимира "понемногу
освобождаясь от гуннов", т.е. отдаляясь от основной массы готов,
подвластных гуннам. При этом у Винитария возникла необходимость
обойти готов, оставшихся на месте, а это привело к вторжению в
земли антов и войне с ними. В первом бою Винитарий был побежден,
но в последующих разгромил антов, а их короля Божа и 70 старейшин
распял. Гунны во главе с Белембером не стерпели
ослушания Винитария и разгромили его войско.
На наш взгляд. размышления В.П. Будановой по поводу этого
события несколько усложнены и построены на неверных
исторических реалиях. В.П.Буданова исходит из того,
что готы и анты жили отдельно на своих территориях
чуть ли не с установленными границами.
Это противоречит не только письменным источникам, но и
археологическим материалам, фиксирующим германские памятники
на всей территории Украины, т.е. внутри аптекой земли.
Учитывая это, а также другие факторы, причины
гото-антской войны можно объяснить по-другому.
Славянские племена венедов, которым со временем все
тяжелее было переносить готское господство, в каких
формах оно бы не выражалось, с приходом гуннов и
распадом "государства Германариха", что обозначило
ослабление готского могущества и разлад военно-административной
системы, подняли восстание. При этом, очевидно, славяне
сумели заручиться поддержкой или хотя бы нейтралитетом
гуннов, которые объективно были заинтересованы в ослаблении
готов. Можно предположить, что сначала борьба славян с
готами выражалась в уничтожении германских поселений,
расположенных в их среде, столкновениях с небольшими межродовыми
готскими отрядами. Со временем готы под руководством
Винитария сумели организовать карательную армию для
усмирения бунтарей. Однако им не сразу удалось это
сделать, несмотря на большой военный опыт. Очевидно,
после распятия Божа и его окружения, т.е. военно-племенной
верхушки, венедский народ какое-то время не смог оправиться.
Однако гунны не хотели и не могли допустить усиления власти
венедов в регионе. Поэтому, отыскав определенный повод, возможно,
какой-то акт своеволия Винитария, что вполне возможно
после полной победы над славянами, разгромили его войско.
Это имело большое значение для продолжения
славянами войны с готами.
Готы, проживавшие в Украине от конца II до рубежа IV-V вв.,
оставили здесь заметные следы. Если в экономической деятельности,
культуре они стояли на более низком уровне, чем местное население и
перенимали от него навыки хозяйствования, то в политической, военной
организации общества стояли намного выше племен Восточной Европы. Это
преимущество позволило готам подчинить их своему
политическому господству и удерживать его на протяжении
длительного времени. В археологическом материале это
явление выразилось в возникновении и существовании
одной из наиболее ярких культур Европы - черняховской культуры.
Теперь уже общепринято считать, что костяком этой
культуры была готская политическая структура, а ее
телом экономика, направленная. на торговлю с Римом
через посредничество готов, войны и грабежи.
Отойдём немного от истории и прочтем стих!!!!
И гром в тот страшный день гремел...
И молния сверкала...
Бельджар всерьёз рассвирепел,
Узрев огонь портала.

Четыре воина во тьме,
Четыре исполина.
Мы на свободе, не в тюрьме,
И жизнь, и смерть едины.

Но пал Барьер, и мы свободны
, К Миртане путь теперь открыт.
И пусть Богам мы не угодны —
Их пыл сумеем остудить.
Пусть ливень хлещет, словно плеть,
Пусть ветер злобно завывает —
Мы всё равно разрушим клеть,
Вторая Эра наступает...

Но Зло навечно не убить,
Как мы и ни пытались.
Оно сумело отомстить,
И снова в сети мы попались.

По воле рока так случилось,
Иль это нрав у нас таков...
Но четверым, скажи на милость,
Зачем столь множество врагов?

Повержен Спящий, пал Барьер,
И орки перебиты.
Но что же дальше — что теперь?
Ведь мы со всеми квиты...

Четыре воина идут,
Четыре пилигрима.
И боль, и смерть врагам несут,
Их мощь несокрушима...

Пусть лоб застлал кровавый пот —
В глаза опасности смотреть,
Не вешать нос, идти вперёд
И друг за друга умереть...

Надеюсь что вы поняли что это из игры готика!!!!! Я думаю последнее четверостишие должно стать священными словами для готов, ну или гимном!!! А теперь немного стихов которые написали сами готы:

***

Заблудился ветер средь могильных плит
Здесь одна девчонка крепко, сладко спит
Здесь нашла навеки свой она покой
Только волки воют под большой луной

Пусть не потревожит твой прекрасный сон
Тот, кто кровью клялся, что в тебя влюблен
Кто предал так скоро жизнь, мечту твою
На кого ты смотришь с облака в раю

Лжи кинжал кровавый в сердце он вонзил
Лесть смешал он с ядом и вино подлил

Как ты ошибалась, верила врагу
С жизнью ты рассталась, отомсти ему

Ты печально смотришь, слезы затая
"Я его простила. Бог простит меня"

Так покойся в мире. Вечности даря
Красоту и силу. Ты ведь - это Я.

***

Мой пульс стучит в висках
Сердечный ритм гоняет кровь
Чернеют пятна у меня в глазах
и голоса все тихнут вновь

Весь мир уходит внекуда
Покой настал, паденье неизбежно
Один вопрос звучит "Куда?"
Куда уйду я, в бесконечность?

Мне воздух кажется огнём
Мне мир видится другим
Я будто в вакууме в нём
спасаюсь, но тону следуя за ним

Меня уж больше нет
Я не проснусь уж никогда
но предатель рассвет
настойчиво будит меня

Ты спас меня, и что теперь?
Ты не удержишь власть господства
Я повторю всё опять, поверь
и я уйду подобно солнцу.

Hosted by uCoz